Мониторинг

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ СПК ЧС

Уважаемые коллеги! 

Отзывы на размещенную инициативу можно направлять на адрес электронной почты spkchs@mail.ru, на имя Председателя СПК ЧС Кудрявцева В.В.

Экспертное  обсуждение инициативы организовано в социальной сети "Я-ЭКСПЕРТ". 

Благодарим всех кто примет участие в обсуждении и кому не безразлична тема безопасности! 

ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В рамках приведения нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценки квалификации» были внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 46, п. 1) , Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 30.1 п.4), издано Постановление Правительства от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности», Постановление правительства от 24 июля 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (п. 3 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах), издано письмо Центрального банка Российской Федерации от 03.06.2019 г. № ИН-06-61/47 «О квалификационных аттестатах специалистов финансового рынка или соответствующих им квалификационных аттестатах». В которых указывается на необходимость и порядок применения профессиональных стандартов. В отношении лиц, принимаемых на подземные работы обязательное применение профессиональных стандартов указано непосредственно в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 330.2).

Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности напрямую связанно с обеспечением жизни и здоровья граждан и требует специальных знаний или специальной подготовки.

Учитывая, что из 11 видов работ и услуг в области пожарной безопасности указанных в статье 24 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» только 2 подлежат лицензированию, считаем – применение квалификационных требований и профессиональных стандартов в данной области деятельности позволит повысить качество выполняемых работ и услуг, что прямо отразится на повышении уровня пожарной безопасности в стране. 

В соответствии с докладом о лицензировании отдельных видов деятельности о лицензировании отдельных видов деятельности, на осуществление лицензирования которых уполномочено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за 2018 год размещенном на официальном сайте МЧС России (https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2486) в отношении организаций осуществляющих лицензируемые виды деятельности было осуществлено 162 проверки и по их результатом которых выявлено 105 нарушений лицензионных требований, из них 47 грубых, на общую сумму 407 тыс. рублей, при этом административное приостановление деятельности лицензий не применялось. Самыми распространёнными нарушениями является:

отсутствие в штате у лицензиата работников, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг в области лицензируемой деятельности;

отсутствие повышения квалификации лиц, в области лицензируемой деятельности которое необходимо проходить не реже 1 раза в 5 лет.

некачественно выполненные работы на объектах заказчика.     

По анализу официальной статистики сформированной в соответствии с приказом МЧС России от 24.12.2018 г. № 625 «О формировании электронных баз данных учета пожаров и их последствий» и предоставленной ВНИИПО МЧС России письмо от 30.07.2020 г. №4078эн-11-6-3, прямой материальный ущерб связанный с несрабатыванием систем пожарной автоматики при возникновении пожара за 2018 год составил 211 220 тыс. руб., что в 519 превышает сумму наложенных штрафов, в 2019 году прирост составил 99% – сумма ущерба 420 055 тыс. руб. Вопрос работоспособности систем пожарной автоматики находится в прямой компетенции лицензиатов, обслуживающих данные системы.

Кроме этого одним из видов работ и услуг в области пожарной безопасности являются огнезащитные и трубо-печные работы, лицензирование данной деятельности отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2017 г. № 1219 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» и на сегодняшний день данная область деятельности никак не регулируется.

Прямой материальный ущерб от пожаров причинами возникновения, которых стали: неправильное устройство или неисправность печи; нарушение ППБ при эксплуатации печей; неправильное устройство или неисправность дымовой трубы (с 2017 г.); несоответствие типа (материала) дымовой трубы виду применяющегося в печи топлива (с 2017 г.); отсутствие или несоответствие размеров разделки перекрытия здания, сооружения от дымовой трубы  (с 2017 г.); отсутствие или несоответствие отступок от дымовой трубы до конструкций здания, сооружения (с 2017 г.); недостаток конструкции и изготовления теплогенерирующих агрегатов, устройств; нарушение правил при монтаже теплогенерирующих агрегатов и устройств нарушение ППБ при эксплуатации теплогенерирующих агрегатов и устройств; прочие причины, связанные с НПУиЭ теплогенераторов агрегатов и устройств составил в 2018 году – 1 154 365 тыс. руб., в 2019 году – 925 570 тыс. руб.

Снижение данных показателей возможно только посредством привлечения к выполнению работ и услуг в области пожарной безопасности квалифицированных работников.

В целях изменения сложившейся ситуации и приведения Федерального закона «О пожарной безопасности» в соответствие с положениями Трудового кодекса Российской Федерации предлагается статью 24 «Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности» дополнить частью пятой следующего содержания: 

«Работники привлекаемые к выполнению работы и услуги в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах по определенному виду деятельности».

Так же предлагается статью 37 «Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности», в части второй «Руководители организации обязаны:», дополнить абзацем следующего содержания: 

«назначить работника ответственного за обеспечение пожарной безопасности, соответствующего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональным стандартам по определенному виду деятельности»

Редакция данного абзаца подготовлена с учетом оценки, данной в Указе Президента РФ от 16.10.2019 г. № 501 «О стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» существующему состоянию профилактической работы: «п.11. Человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Высокий уровень аварийности сохраняется в таких важнейших отраслях экономики, как транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. Возрастающая зависимость людей от технологий и инноваций в ближайшем будущем может привести к каскадному развитию катастроф».

Данный абзац закладывает основы для реализации задач по развитию системы обеспечения пожарной безопасности в целях профилактики пожаров, внедрению гибких механизмов и современных технологий осуществления пожарного надзора и внедрение гибких механизмов и современных технологий осуществления пожарного надзора, основанного на применении риск-ориентированного подхода, и обеспечение безусловного соблюдения требований пожарной безопасности и возможность достижения установленных целевых показателей эффективности МЧС России по снижению количества пожаров, погибших при пожарах и прямого материального ущерба.

Прямой материальный ущерб от пожаров на объектах, где была отключена система пожарной автоматики при возникновении пожара в 2018 году составил 11 148 тыс. руб., в 2019 году – 51 784 тыс. руб., что выше на 463 %, 

Вопрос функционирования систем пожарной автоматики находится в прямой компетенции лиц ответственных за пожарную безопасность и это только одна из их трудовых функций.

По данным мониторинга рынка труда проведенным Советом по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях на основании Указа Президента от 16 апреля 2014 г. № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» среди лиц ответственных за пожарную безопасность 85,6 % не имеют профильного образования, соответствующего требованиям профессионального стандарта и не могут выполнять свои обязанности. (мониторинг проводился на территории всех субъектов РФ, участие приняли более 11 тысяч организаций), результаты исследования доступны по ссылке (https://spkchs.ru/anketa/result).

Помимо этого, требования к квалификации работника ответственного за пожарную безопасность является механизмом защиты работника от возложения на него обязанностей в части, которых он не является компетентным. 

Согласно статьи 38 ФЗ «О пожарной безопасности» наряду с руководителями организаций ответственность за нарушения требований пожарной безопасности могут нести и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. 

В соответствии со статьёй 4 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты.

Всего на пожарах в 2018 году погибло – 7909 человек, в 2019 году – 9461 человек.

Учитывая вышеизложенное считаем подготовленные предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О поднарной безопасности», не только обоснованными, но и принципиально важными для безопасности Российской Федерации.