20 июня состоялось 74 заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Национальный совет заслушал доклад заместителя председателя СПК в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях Марины Борисовой «О предложениях по развитию информационных систем Национальной системы квалификаций».
Уважаемые члены Национального совета!
Благодарю за возможность выступить на заседании Национального совета по столь актуальной теме, т.к. развитие информационных систем Национальной системы квалификаций – насущное требование времени.
В.В.Путин в своем выступлении на ПМЭФ подчеркнул, что «технологические изменения сегодня идут очень быстро, и для эффективного развития уже недостаточно автоматизировать отдельные производственные процессы: нужно действовать в масштабах целых рынков. Нужно охватывать всё больше и больше отраслей и институтов, формируя техноэкономику будущего – экономику с институтами, работающими на качественно новой технологической основе. Уже сейчас платформенный принцип управления на основе данных активно внедряется и в повседневной деятельности Правительства России и в регионах. По многим направлениям такой работы по использованию новых принципов цифрового государства мы в числе безусловных мировых лидеров, и это факт. Нужно укреплять эти позиции и идти дальше».
Именно, поэтому нам необходимо приложить максимум усилий, чтобы все цифровые ресурсы национальной системы квалификаций Российской Федерации, их сервисы были доступны и понятны для широкого круга пользователей.
Уважаемые члены Национального Совета, к сожалению, условия данного помещения не позволяют продемонстрировать все возможности нашей цифровой платформы.
Мы демонстрировали ее различным федеральным органам исполнительной власти (МЧС, Минтруд, Минтранс, Минпросвещение, Минобороны…. ), НАРК, ВНИИ Труда, ОНФ, Советам по профессиональным квалификациям, работодателям и образовательным организациям. Получили только положительные отзывы и готовы более подробно представить ее всем заинтересованным сторонам.
Изначально платформа началась с одного программного комплекса «Модульный конструктор Национальной системы квалификаций» и разрабатывалась АО «Национальные квалификации», цифровым оператором СПК ЧС и резидентом Инновационного научно-технического центра МГУ «Воробьевы Горы».
Системная и последовательная работа в течение 5 лет в этом направлении дала свой результат. Используя весь инструментарий НСК, мы развернули всю необходимую инфраструктуру во всех субъектах РФ, включая новые территории. Обеспечили доступность и высокий стандарт оказания услуг НОК гражданам, а также комфортную работу для экспертов, работодателей, образовательных организаций и членов СПК с соблюдением качества и высокой скорости генерации и валидации необходимого контента. Сейчас все СПК зарегистрированы и работают в различных сервисах платформы.
Функционирование системы обеспечивается ведущими методистами и специалистами по разработке и внедрению Программного Обеспечния, сетью профильных экспертов (более 1000 чел.). Техническая поддержка и центр мониторинга обеспечивает функционирование системы в режиме 24/7. Программные продукты постоянно развиваются.
В настоящее время цифровая платформа включает в себя 16 тематических логически связанных модулей, 8 модулей находятся в зоне развития. Создана система сопровождения пользователей: руководства, видеоинструкции, служба поддержки по всем модулям.
Мне бы хотелось поблагодарить Минтруд, Минпросвещение, Минобрнауки, ВНИИ Труда, НАРК, отраслевые СПК за поддержку в этом направлении, в том числе в части методологических проработок некоторых позиций и реализации на нашей платформе целого ряда пилотных проектов. Например:
Планирование разработки/актуализации профстандартов (580 ПП РФ) совместно с ВНИИ труда
Использование конструктора разработки профстандартов и квалификаций (Приказ 410н) совместно с НАРК
Интеграция с ИС Минпроса по разработке ФГОС СПО, экспертизе ФГОС и примерных программ с участием экспертов СПК, разработка и синхронизация оценочных средств для демоэкзамена и процедуры НОК
Апробация модели разработки образовательной программы с возможностью получения 2- квалификаций (поручение Президента) совместно с Минобром и НАРК
Вместе с тем, следует отметить, что одним из основных препятствий эффективного взаимодействия с отраслевыми СПК, другими участниками НСК является недостаточное понимание возможностей для всей Национальной системы квалификаций наличия единого информационного пространства и информационных ресурсов, которые доказали свою высокую работоспособность, и в части оптимизации деятельности Советов, и в части формирования ландшафта НСК на новой современной основе.
Поэтому назову ряд вопросов, требующих скорейшего решения.
1. До сих пор не сформирован Реестр ИС НСК, где нашли бы свое отражение все имеющиеся цифровые решения, в том числе отраслевых советов, с доказанной работоспособностью и востребованностью.
2.Не автоматизированы процессы мониторинга внедрения НСК в субъектах РФ, а ведь создаваемая инфраструктура, сеть ЦОК, вовлечение значительного числа региональных экспертов – дает новые импульсы развития в регионах, влияет в целом на инвестиционный климат за счет формирования высококвалифицированных кадров, формирует возможности для реализации новых социальных проектов и внедряет инструменты НСК вглубь.
3. Необходимость технологизации анализа и мониторинга правоприменительной практики в сфере НСК, что позволило бы более оперативно устанавливать взаимосвязи между отраслевым законодательством или разрывы с системообразующими законами для формирования предложений по их устранению.
4. Президентом в своем выступлении поставлена новая задача – установить для учебных заведений специальные ключевые показатели эффективности, главный из них – это качество занятости выпускников. На основе такого подхода предлагается формировать рейтинги образовательных организаций профессионального образования. НСК на основе имеющейся цифровой информации и наличия цифрового модуля «Качество образования» могли бы интегрироваться в решение данной задачи.
5. Еще одна задача, поставленная Президентом - ежегодно готовить пятилетний прогноз потребности в кадрах на уровне всей экономики, чтобы максимально гибко учитывать меняющиеся тренды, новые запросы рынка труда и, конечно, наши приоритеты в развитии отраслей экономики. В данном случае также представляется возможным выстраивать прогностические сценарии кадрового обеспечения на основе апробированной модели кадрового обеспечения (полного жизненного цикла развития квалификации) во взаимодействии с работодателями и системой подготовки кадров.
6. Необходимо развивать сервисы для международных партнеров, которые выходят на российский рынок труда, что позволило бы усилить интеграционные процессы на более качественном уровне. У нас достаточно обращений на этот счет.
При помощи Цифровой платформы в настоящий момент времени можно вести различные мониторинги, формировать образовательные и профессиональные траектории, выстраивать рейтинги, а также разрабатывать математические модели по прогнозированию кадровой потребности. Поэтому важно вовлекать все информационные ресурсы в эту работу и активно внедрять и использовать эти наработки. Что позволит перейти к более эффективной системе управления НСК на основе платформенных решений.
Учитывая вышеизложенное, прошу поддержать нашу проактивную позицию по дальнейшему развитию НСК на основе цифровых решений. Информационная система АО НК как платформа позволит профессиональным сообществам развивать инфраструктуру; заинтересованным пользователям создавать ценности; гражданам потреблять данные ценности; партнерам делать вклад в развитие платформ, что безусловно усилит деловую репутацию Национальной системы квалификаций.
В заключение, еще одна цитата В.В. Путина «Только там, где труд достойно оплачивается, будут работать профессиональные, квалифицированные кадры, будет производиться действительно качественная продукция, будет расти спрос и меняться его структура, а значит, только там возможно по-настоящему суверенное развитие, технологическое и экономическое лидерство».
Мы готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными участниками НСК. Прошу одобрить проект решения, в свою очередь, мы готовы будем докладывать Национальному совету о результатах работы.
Поделиться: